» » «Доходы, с которых не удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, подлежат декларированию» (на примере камеральной проверки).

«Доходы, с которых не удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, подлежат декларированию» (на примере камеральной проверки).

дата: 08.11.2016 | Категория: Горячие новости

Согласно п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан до 1 февраля следующего налогового периода письменно сообщить физическому лицу и налоговой инспекции по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Уведомление налогоплательщика о невозможности удержания осуществляется, как правило, посредством направления ему справкипо форме 2-НДФЛ, почтовым отправлением с описью вложения, в которой указываются суммы полученного данным налогоплательщиком дохода и неудержанного налога.

Необходимость извещения налогоплательщика работодателем о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и сумме этого обязательного платежа вызвана тем, что для правильного заполнения налоговой декларации гражданин должен располагать данными как об источнике выплаты дохода, так и о размере дохода. Налоговому органу эти сведения нужны в целях налогового контроля над получателем дохода.

Гражданин, как налогоплательщик, получивший доход, имеет право самостоятельно обратиться к работодателю за получением сведений о выплаченных доходах и удержанных налогах за истекший год. Отказать в выдаче этих сведений налоговый агент не вправе. Он обязан выдать работнику справку по форме 2-НДФЛ, аналогичную представленной в налоговые органы. Данная справка может потребоваться физическому лицу при заполнении декларации, получении кредита, устройстве на новую работу.

Вместе с тем, на практике часто возникает ситуация, когда налоговый агент не уведомляет налогоплательщика о возникновении соответствующих обстоятельств, при этом в налоговую инспекцию сведения представляет. В результате у физического лица, получившего доход, с которого по факту не удержан налог, возникает обязанность по его декларированию, в то время как он об этом не знает.

Получается, что налогоплательщик, по которому в налоговый орган были представлены сведения о невозможности удержания, фактически узнает об этом только от инспекции, в том числе, после истечения сроков, установленных для представления налоговой декларации, а именно, после 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ).

При этом известно, что непредставление налоговой декларации в указанные сроки квалифицируется как налоговое правонарушение и согласно ст. 119 НК РФ влечет взыскание штрафа. В создавшейся ситуации налоговая инспекция, в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, вправе учесть тот факт, что налогоплательщик не был уведомлен налоговым агентом в порядке, установленном п. 5 ст. 226 НК РФ.

Тем не менее, физическим лицам необходимо во избежание недоразумений и возможных проблем проанализировать и оценить свои налоговые обязательства по НДФЛ по причине получения в течение года доходов, с которых мог быть не удержан налог. Сделать это можно запросив сведения о доходах по форме 2-НДФЛ от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся источником выплаты дохода.

Обязанность выдачи налоговыми агентами физическим лицам сведений о выплаченных в течение года доходах и удержанных с них налогов предусмотрена п. 3 ст. 230 НК РФ.

Соответственно физические лица, получившие доход, с которого налоговым агентом не был удержан налог, должны самостоятельно исчислить и уплатить соответствующие суммы налога в порядке, определенном ст. 228 НК РФ, при подаче налоговой декларации в налоговые органы в срок до 30 апреля.

Рассмотрим подобный случай на примере камеральной налоговой проверки. Налогоплательщик физическое лицо представил в инспекцию налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2015 год, в которой заявил остаток имущественного налогового вычета в связи с покупкой квартиры в 2008 году.

В результате анализа сведений, имеющихся в базе данных инспекции и федеральных информационных ресурсах, инспекцией выявлен факт получения вышеуказанным физическим лицом дохода в размере 6 млн. руб. и неудержанной сумме налога на доходы в размере 780 тыс.руб. В рамках проведения мероприятий налогового контроля в соответствии со ст.93.1 Налогового кодекса Российской Федерации у налогового агента были истребованы все документы, подтверждающие выплату дохода физическому лицу. Получены материалы о том, что данной организацией с физическим лицом - работником предприятия, в 2015 году был заключен договор беспроцентного займа на сумму 6 млн. руб. В связи с тем, что займ был потрачен работником данной организации на приобретение недвижимости, займодавцем принято решение простить сумму займа и списать в счет прибыли предприятия.

На основании полученных документов, инспекцией был составлен Акт налоговой проверки, с которым ознакомился налогоплательщик. Во избежание применения штрафных санкций и мер принудительного взыскания через службу судебных приставов, налогоплательщиком до наступления срока уплаты, то есть до 15 июля 2016 года, сумма налога на доходы физических лиц в размере 780 тыс. руб. была уплачена в бюджет. Инспекцией было вынесено решение об отказе в привлечении данного налогоплательщика к ответственности.

В этой связи надеемся, что подобное информирование будет способствовать формированию нового взгляда гражданского сообщества на свои обязанности, в том числе по декларированию доходов и уплате налогов в бюджет, повышению налоговой грамотности населения и укреплению гражданской позиции жителей региона.

 

 

 

Межрайонная ИФНС России №33 по Республике Башкортостан



Теги: