» » Реалистичный оптимист

Реалистичный оптимист

дата: 27.08.2013 | Категория: Общество
Реалистичный оптимистКрепкий хозяйственник или учитель №1 - каким должен быть директор современной школы? Согласно опросам населения, в идеале это харизматичный лидер, педагог и менеджер в одном лице. В нашем районе немало директоров школ, отвечающих современным требованиям в сфере образования, с одним из них - Дмитрием Салиевичем Изылаевым - мы побеседовали накануне августовской конференции.
- Дмитрий Салиевич, вы 25 лет проработали директором Чапашской основной школы. Какие черты характера, на ваш взгляд, необходимы руководителю для успешной работы?
- Любой педагог находится под микроскопом, каждый его шаг виден и оценивается. Оценивается строго, особенно если ты живешь в небольшой деревне. И потому важным считаю умение быть корректным, в любой ситуации не позволять себе разговаривать с людьми грубо или неуважительно, не принимать скоропалительных решений, даже в критических ситуациях.
- Ваша семья - семья педагогов до мозга костей. Вы называете друг друга по имени-отчеству и даже к детям так обращаетесь…
- Так повелось. Думаю, когда человека, даже маленького, называешь по имени-отчеству, в нем воспитывается достоинство, прививается понимание серьезности бытия, уважения к семье, друг другу, родителям, отчему дому.
- И огни больших городов никогда Вас не манили?
- Нет. Здесь мой дом, родные, рыбалка, охота, моя школа. В учительство я пришел преподавать биологию и химию в 1988 году, когда совхоз «Караидельский» строил хозспособом школы в Янсаитово, Раздолье и у нас. Тогда работала только начальная школа. После открытия нового здания сюда пришли 60 детей, и школа стала основной. Строили ее как свой дом, для себя. В итоге получилось просторное кирпичное здание с мастерскими, спортзалом, столовой и т.д.
- Принятый недавно закон об образовании требует от директора предприимчивости, подкованности в финансовых и юридических вопросах плюс нужно пользоваться большим авторитетом, чтобы верно распределить коэффициенты при начислении заработной платы…
- В коллективе я всегда старался не допускать конфликтов, он получился сплоченный и понимающий. Костяк коллектива - это учителя Н.И.Актимирова, О.Я.Изылаева, М.И Исаева, Н.Н.Акубекова, Э.А.Яникеева, О.Н.Яметова. Работали сообща, понимая, что это наше общее дело. Поэтому с летним ремонтом мы всегда справлялись быстро и качественно. Занимали призовые места и по хозяйственной, и по учебной части. Что касается средств, то сегодня столько возможностей заработать. Мы за деньгами обращались очень редко, старались справляться своими силами, могли позволить себе отремонтировать, например, списанный автобус и ездить на соревнования, экскурсии, принимать участие в различных конкурсах. Я считаю, что это очень важно - создать в школе такую обстановку, так построить процесс, чтобы дети и педагоги не чувствовали себя обделенными, оторванными от мира, чтобы ребята получали новые впечатления, росли современными молодыми людьми.
- И в то же время Вы чтите традиции, проводите праздники, к Вам часто наведываются телевидение и республиканская пресса, вы сами не раз уже были делегатом фестивалей и съездов народов мари.
- Традиции народов, населяющих нашу республику, - это та база, на которой держится человечество. Одно время в условиях рынка о них стали забывать, и молодежь росла без корней. Сегодня вновь вспомнили о таких заповедях, как уважение к старшим, сочувствие больным, помощь бедным, и школа в этом играет немаловажную роль.
- Вы известны как неординарный человек, со своей собственной точкой зрения на все. Что должны, на Ваш взгляд, дать родители своему ребенку, чтобы он комфортно чувствовал себя во взрослом мире?
- Прежде всего, надо учить самостоятельности, приучать к труду - тогда у него все получится. Не нужно заставлять каждого ребенка из-под палки учить школьную программу на «отлично». Это невозможно, все дети одарены разными способностями. Ну, не дается ребенку литература, а может, в дальнейшем он станет отличным строителем или спортсменом. Поэтому важен индивидуальный подход.
- Дмитрий Салиевич, вашу школу, как и некоторые другие в районе, постигла участь так называемой консервации, деятельность ее приостановлена. Как Вы к этому относитесь?
- Вы знаете, без трагизма. Это жизнь. Время требует перемен, и дети должны учиться в современных условиях. Я на все смотрю реалистично и с оптимизмом. Воспринимаю действительность как должное и радуюсь каждому дню. И всем остальным желаю того же.
Л.Бикбаева
Фото Д.Гареева.


Теги: