В мкр.Молодежном живет мастер, возрождающий бондарное ремесло
дата: 06.11.2014 | Категория: Горячие новости


Сегодня липовые кадушки Мукамиля Валинурова под мед и дубовые анкера под вино пользуются популярностью у тех, кто знает цену природной таре. Ведь деревянная кадка, вырезанная из цельного куска дерева, идеально сохраняет все полезные качества продукта и отлично подходит для его хранения. Причем, кроме мёда, в ней можно хранить и другие продукты вроде масла и сыров.
Полезные свойства такого бочонка семья Валинуровых давно испытала на себе. Глава семьи сам пчеловодством занимается и потому мед хранит исключительно в липовой таре.
- Такая кадушка отдает меду свой вкус и мед, особенно первый, приобретает аромат природы из самой ее глубины, - рассказывает мастер. - Наши предки все засолы делали в деревянной посуде. Потом перешли к стеклянным банкам да эмалированным бачкам. Но проходит время и мода на дерево возвращается. Ко мне обращаются люди как из района, так и из Оренбурга, Красноусольска, Аскино, других городов и районов. Недавно заказ многодетной семьи выполнял, квашонку делал для замеса и закваски теста. Хозяйка говорит, что опара должна дышать и хлеб из деревянной посуды вкуснее в разы получается.
Сделать точеную кадку непросто. Не менее полугода уходит на то, чтобы она прошла путь от бревна до готового изделия, на которое любоваться хочется. До того она ладная да искусно выполнена. Поначалу заготовку – кусок подходящего бревна - нужно хорошенько просушить в помещении, где бы не было сквозняков и не попадал свет. Пока сушится, с боку на бок поворачиваю, чтобы ровно сушка шла, - делится с нами тонкостями ремесла Мукамиль Шайхинурович. - Потом сердцевину пилой вырезаю.
Бондарским традициям мастер остался верен. Практически все вручную делает. Механизировал лишь некоторые процессы. И отглаживает он такую кадушку не в один заход. Большого труда и сноровки требует эта работа, а также немало времени - это тебе не штамповку заводскую производить. Потому и лежать на диване Валинурову некогда, с раннего утра и до позднего вечера проводит он в мастерской. Работает со всей основательностью и спокойствием. Знает, как изготовить улей так, чтобы удобно было пчеловоду и чтобы влага в улей не попадала. Поэтому крышу сделает не покатой, а двускатной, рамки клиньями, а не плечиком, а дно изнутри подгонит.
Для него мастерская – это жизнь. Каждый день он заходит туда, окунаясь в свежий аромат древесины. Запах леса – роднее нет. Ведь вырос в Александровке, лесном краю. Без малого тридцать лет проработал лесником Юрюзанского лесничества. Заслуженным работником слыл: и в конференциях участвовал, и в соцсоревнованиях побеждал и ударником коммунистического труда был признан. Избирался депутатом Кирзинского сельсовета. Болел за свое дело и его обход лучшим признавался не раз. Не раз становился героем публикаций нашей газеты. Умел ко всему относиться со всей ответственностью и аккуратностью, не терпел разгильдяйства и себе никогда его не позволял. С супругой своей Зулейхой Сахибгареевной они похожи очень в этом, уж если за что возьмутся, то дело это досконально до конца доведут, так как жизнь свою без труда не представляют.
Многие караидельцы и гости района уже оценили творения Валинурова. Его деревянная арка, выставленная на праздновании 450-летия Уфы, заняла второе место среди ремесленников. Многие выставки проходят с его участием, удивляя и вызывая положительные эмоции у односельчан.
И если в кадках и резных наличниках видна рука мастера по дереву, то в подставках и журнальных столиках проявляется взгляд художника. Искусство увидеть в простом прекрасное дано не каждому.
А Валинуров умудряется увидеть в непримечательной вроде коряге предмет интерьера. – Особенно интересны своей формой корни, природа так порой изогнет иной экземпляр, что нам и не снилось. Принесу его из леса домой, хожу вокруг как лиса, пока не увижу верный ракурс, -рассказывает мастер. – Только потом обрабатываю, сушу и верную позицию придаю. Корни ценятся декораторами и профессионалами-деревщиками за их структуру и фантастические формы. И давно не секрет, что этот, под ногами валяющийся материал способен вписаться в самый современный интерьер. Главная задача художника - увидеть красоту и придать ей эстетический блеск.
Блеск. Этот термин, как нельзя кстати, подходит к работам Мукамиля Шайхинуровича. В них – единение с природой, которая щедро одаривает своего поклонника. А он, в свою очередь, дарит людям свое ремесло, редкое и востребованное, способное делать нашу жизнь теплее и уютнее.
Л.Бикбаева
Фото Д.Гареева
Фото Д.Гареева
Теги: