» » Краевед Ю.Васимов рассказывает читателям об истории возникновения деревни Чемаево

Краевед Ю.Васимов рассказывает читателям об истории возникновения деревни Чемаево

дата: 22.06.2016 | Категория: Горячие новости


Краевед Ю.Васимов рассказывает читателям об истории возникновения деревни ЧемаевоНа родине потомков Байгула

С момента возникновения одной из старейших марийских деревень нашего района - Чемаево ( 1726 г.) и до X переписи ( 1859 г.) поселение на берегах речки Урюш притока Уфимки называлось в официальных бумагах  Байгулово («Ченикаево тож»).  Название произошло от имени реального человека - родового князя - «он» Байгула Курасева.

Кто такой Курасев?

На территории современного Балтачевского  района первой переписью ( 1723 г.) было зафиксировано крупное поселение верхневятских (шенгел мари-влак) марийцев Карасево. Его главой в это время был «староста Байгул Карасев, 55 лет», младший сын основателя поселения, одного из предводителей верхневятских марийцев - князя Кураса Порамова. По сведениям первой переписи у Байгул-«она» от двух его жен было более 10 сыновей: Иванзя, Изигачи, Ямет, Курас, Тортан, Тумаш, Чеке, Чинтемит, Чиян, Чинекай и другие. Среди детей Курасева можно видеть сына по имени Курас, названного в честь своего знаменитого отца - князя Кураса Порамова. 

После переписи марийцы должны были платить в казну государства подушную подать. Налог с каждой мужской души был очень обременительным. Это одна из главных (но не единственная) причин того, что значительная часть марийцев во главе с Байгулом покинули обжитые места и ушла на восток.

На берегу большой реки в глухих лесах появилось поселение Байгулово ( 1726 г.). Другая  часть «карасевских» марийцев и некоторые старшие сыновья Байгула со своими семьями остались в родной деревне Карасево (в последующих переписях она уже фиксировалась как  «деревня Курачева»).                         

Поездка на родину прабабушки

Я давно мечтал посетить малую родину матери моего деда Васима. Моя прабабушка Сулыкай была родом из деревни Байгулово (марийцы называли это поселение еще как  Урюшял - «деревня, что на речке Урюш»). Она вышла замуж в деревню Курачевой (так называлась в 1880 годах современная деревня Старооткустино) за моего прадеда Салмияна Яниевича Каныбекова.

Немало сведений о прошлом этой деревни, о ее людях,  рассказанные Слыкай, сохранились в памяти деда. А он в свою очередь поведал эти истории своим детям: моему отцу и тете Салипе. Из их рассказов помню некоторые сведения о родине моей прародительницы.

В сентябре 2015 года я и мой старший сын Эдуард совершили поездку в д.Чемаево. Мы прибыли туда по приглашению моего хорошего знакомого Г.Салихова, который показал нам окрестности и ознакомил с  местными достопримечательностями.

Деревня находится в огромной продолговатой долине недалеко от дороги на базу отдыха «Звёздный». Когда спускаешься в нее с северной «материковой» стороны, то в юго-западном конце деревни, а точнее чуть далее от нее виднеется синяя гладь Уфимки. Но современная деревня находится довольно далеко от реки, и к тому же между поселением и рекой расположена горная гряда, покрытая лесом, из-за чего р.Уфа из деревни не видна. Дома сельчан расположены несколькими отдельными  скоплениями, находятся на значительном расстоянии друг от друга, растянуты  в одну длинную полосу с запада на восток по всей долине. По словам Г.Салихова, современную д.Чемаево образовали выходцы из исчезнувших деревень Урюшял, Елеево и Салазиевка.

Вначале мы побывали у обелиска, сооружеенного в честь односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., возвышающегося в середине деревни. Он красиво оформлен и огорожен невысоким забором. Видно, что за этим святым местом сельчане следят и ухаживают. Да и надеяться им не на кого - уже который год здесь нет школы и сельского клуба.

 Следующим пунктом нашего посещения сталопобережье Уфимки, хотелось воочию увидеть места исчезнувших поселений. Первым был Байгулово (Ченикаево тож), который затем стал известен как Чемаево.  А сами марийцы деревню называли еще Урюшял. Это поселение  находилось по обоим берегам речки Урюш, впадавшей в Уфимку. Две части деревни были соединены широким, добротным деревянным мостом, на котором, по словам Геннадия Байрамовича,  местная молодежь по вечерам устраивала танцы и игры. И что самое интересное, мост подметали, мыли и даже организовали на нем дежурство.

К западу от Урюшял находилась д.Салазиевка (по-марийски Салазиял), где было 30 домов. В 15 домах проживали марийские семьи, а в остальных - русские. Посредине этого поселения протекала речка, вода была которой  такой прозрачной, что было видно ее каменистое дно. Сейчас все изменилось. Почти все берега стали частными владениями, здесь построены коттеджи, дачи. Во многих местах невозможно подойти к берегу, так как они огорожены высокими заборами из профнастила и колючей проволокой. Везде охрана с собаками.

Прекрасными местами можно любоваться разве что отдаленном от реки расстоянии. Здешние горы имеют свои названия, и Г.Салихов перечислил некоторые из них: Отай-курык, Памаш-курык, Тортан-курык, Чиян-курык, Он-курык, а  напротив последней, на другом берегу возвышается  «Гора двенадцати апостолов». И вся эта череда гор окаймляет берега водной глади красавицы-реки. Между прочим,  новые поселенцы назвали ее дорогим для них именем «Виче-вюд», что в переводе означает «река Вятка».

 

В гостях у «Порама» и «Он Курыка»

Свое знакомство с местными достопримечательностями 0

Мы начали со священной сосны Порам. Это дерево не простое, я бы сказал, удивительно-загадочное. Во-первых, этой сосне где-то около 350 лет!  Во-вторых, ее толщина у основания более одного  метра. В-третьих, поверхность покрыта очень большими «чешуйками», к тому же ствол дерева  очень гладкий, словно отполированный. Я думаю, что  это от прикосновения рук верующих посетителей.

Старое дерево находится на самой высокой точке горы Тортан-курык. Порам-сосна  являлась (таковой она является и сейчас) священным деревом чемаевцев, перед которым совершали жертвоприношения, разжигались священные костры и проводились большие моления.  И эта роща - кюсото - была местом поклонения многих поколений чемаевских марийцев богу Ош Поро Кугу Юмо и  духу их древнего князя Порам-она. Некогда  сам основатель деревни Байгул Курасев молился со своими сородичами у этой священной сосны. Но уже в течение многих лет здесь не совершаются такие общие моления.  Правда, люди приходят к сосне со своими просьбами поодиночке. Ходят к ней не только марийцы, но и представители других народов: башкиры, татары, русские. Это видно по незаросшей лесной травой  тропинке, что ведет нас к вершине холма, а также по «подаркам», оставленным посетителями: с восточной стороны на боках сосны можно увидеть монеты, «воткнутые» в кору.

По марийскому обычаю эти «подарки» нельзя трогать и тем более уносить с собой. Поэтому монеты, преподнесенные божеству, сохранились. Здесь Геннадий Байрамович рассказал одну историю. Несколько лет назад тяжело заболела  его родственница, врачи сделали операцию, но здоровье женщины ухудшалось. Тогда он решил попросить исцеления у священной сосны Порам, а точнее у духа древнего князя Порам-«она». Ходил к дереву три раза. Через некоторое время его родственнице сделали повторную операцию, после чего  ей стало лучше. Г.Салихов считает, что, возможно, благодаря его просьбам, святой дух помог врачам исцелить больную. 

Поклонившись Порам, а точнее духу древнего князя, мы направились в сторону «княжеской горы» Он-курык. Это высокий холм, некогда он был местом захоронения предводителя чемаевских марийцев. Об этом памятнике истории  писал  в одной из своих книг  ученый-историк, исследователь Сибири Сергей Владимирович Бахрушин (1882-1950 гг.). В течение нескольких веков этот холм и его подножья были почитаемыми местами для марийцев. Но в последние десятилетия вся эта территория оказалась в частных руках, на ее склонах воздвигли дома. 

Он-курык - это место, где покоятся останки  реального человека,  причем не простого, а вождя определенной части предков современных караидельских и балтачевских марийцев. Я уверен в том, что некогда на этом месте предки чемаевцев похоронили  своего родового  князя Байгула Курасева. А он был сыном князя Кураса и потомком князя Порама – одного из  предводителей северных (верхне-вятских) марийцев. Подтверждением сказанному может служить то, что поселение Байгулово  (Ченикаево тож) позднее стала называться Чемаево (Чемай (Темай) был сыном Ченикая). К тому же две горы, что окружают поселение, носят имена двух младших сыновей Байгула - Чиян-курык и Тортан-курык.

Пологие склоны Он-курыка тянутся к реке Уфа где-то на 30- 40 метров, но до строительства Павловской ГЭС вода была далеко от холма. А рядом с Он-курыком  располагалось кладбище д.Чемаево. Своих умерших сородичей сельчане хоронили у подножья княжеской горы, рядом с могилой их древнего предводителя – «она». После возведения гидроэлектростанции кладбище оказалось под водой. Но до его затопления на захоронениях были проведены раскопки, в которых  участвовали как сами чемаевцы, так  и посторонние добровольцы . Известно, что марийцы в прошлом, как и другие финно-угорские народы  женщин со всеми украшениями, а мужчин-воинов - в боевых доспехах и с оружием.  

Останки людей перенесли на новое место за рекой, в результате  современное чемаевское кладбище оказалось на противоположном берегу Уфимки, и сейчас покойников перевозят туда на лодках.

Познакомившись с этими историческими местами, а затем, пройдя несколько километров по направлению к верховьям  реки Уфа, мы дошли до широкой округлой поляны, омываемой с северо-восточной стороны спокойным течением реки. По словам нашего гида, когда-то елеевские марийцы пасли здесь деревенский табун и, как раз посредине этой огромной водной глади находилась деревня Елеево - выселок Байгулово (Ченикаево тож).

Вот и закончилось наше путешествие в один из красивейших уголков караидельской земли, который,  к тому же, хранит немало интересных сведений по истории края. Хочется выразить слова благодарность за экскурсиюнашему гиду, истинному патриоту своей малой родины Геннадию Салихову.

Легенда,  связанная с местным князем

Легенду, связанную с «княжеской горой» рассказала мне Галина Саметовна Дубровина, бывшая жительница  д. Чемаево, ныне проживающая в Караидел. По ее словам, никто из живых не смел приближаться к Он-курыку и тем более ступать на склоны холма, не говоря уже о его вершине, где покоился их древний князь.

 - Это было табу!  Нельзя было тревожить «спящего вождя» и без надобности  его будить. Поэтому мы, дети, и близко не подходили к холму, - сказала женщина.

В течение нескольких веков чемаевские, елеевские, салазиевские  марийцы жили в красивой местности. Кругом зеленые луга, реки, полные рыбы, горы, покрытые лесами. И привел их сюда мудрый старейшина. Перед смертью он сказал своим соплеменникам: «Если будет трудно, враг будет угрожать вам, то подойдите близко к моей могиле и сильным голосом разбудите меня, я встану и помогу вам одолеть врага». Из поколения в поколение марийцы передавали его завет. Но вот нашелся один глупец и решил проверить все ли так, как говорят. Поднялся к могиле князя и крикнул во всю мочь: «Вставай, князь, враг наступает на нас!»

Разверзлась земля,  и встал во весь рост готовый защитить свой народ могучий великан в боевых доспехах и с оружием в руках.  Но, осмотревшись вокруг, никаких врагов он не обнаружил, разве что «эту бестолочь». Упрекнул его князь за ложь, а затем  промолвил, что «больше он никогда не сможет встать и помочь людям». С этими словами древний предводитель снова ушел в землю.

- Вот такая легенда, связанная с  древним  вождем, была известна в народе, - закончила свое повествование моя собеседница.

 Добавлю, что чемаевская легенда о древнем князе очень похожа на легенды, связанные с князьями других верхне-вятских марийцев. К слову, примерно такая же существует и о князе Чумбылате. Кстати, караидельские и балтачевские марийцы считают себя его потомками   и поклоняются ему как божеству, при этом и сейчас произносят во время молений только его титулы: Мер Кугу Енг – «Великий человек народа мер (мари)» или Кугырак-он – «Великий князь». Было табу: могущественного князя  нельзя было называть его личным именем. Древнего князя Чумбылата также называют  «северным царем», то есть правителем северных (верхневятских) марийцев. 

 Схожесть легенд тут очевидна. И это, по моему мнению, есть еще одно подтверждение того, что предки чемаевских (байгуловских) марийцев пришли с верховьев междуречья Ветлуги и Вятки и что они были потомками подвластных марийцев князей Чумбылата, Порама, Кураса,  Байгула и других.

Ю.Васимов,

 краевед.

  д. Старооткустино.



Теги: