От Деушево до Эльбы

дата: 29.04.2015 | Категория: 9 мая - День победы

От Деушево до ЭльбыПризванный в армию в 1939 году Имам Набиев Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. А после Победы еще год находился в рядах Вооруженных Сил.

Когда спали солдаты

В ту ночь Имаму снились кошмары. Будто он и его товарищи по службе барахтались в мутной воде. Сильное течение уносило их в неизвестном направлении. Командиры что-то кричали, но их никто не слышал…

Гул десятков самолетов нарастал, и вскоре взрывы бомб и снарядов сотрясли казармы, где спали солдаты. Одевшись в считанные секунды и выхватив из «пирамиды» автоматы, они пулей вылетели на плац. Имам посмотрел на часы: стрелки показывали четыре часа утра воскресного дня 22 июня 1941 года.

Солдаты и их командиры понимали, что это не учения и не просто провокация, а что-то непоправимое. То там, то тут вспыхивали пожары. Люди гибли от летевших со свистом осколков.

«Вот вам и пакт о ненападении», - выругался друг Имама, рядовой Сидоров из Курска. И злобно посмотрел на политрука, тоже раненного. Оставшиеся в живых бойцы заняли оборону…

Трудно было привыкнуть к мысли, что молодые ребята, с которыми ты только вчера разговаривал и шутил, погибли на твоих глазах. Эти трагические часы навсегда врезались Имаму в память.

- Из-за огромных потерь наша приграничная часть вскоре была расформирована, вспоминал Имам Ахматнабиевич, когда я расспрашивал его о той войне.

Их объединили в 1740-ю часть, которая занималась строительством понтонных мостов. Боевые друзья Имама хорошо понимали, какая на них лежит ответственность. И при наступлении, и при отступлении они должны были возводить мосты через водные преграды. Танки, тяжелую артиллерию, гужевые повозки, личный состав различных формирований - все это нужно было в кратчайшие сроки переправлять на другой берег. Противник это тоже хорошо понимал и всячески старался помешать мостостроителям - бомбил с воздуха, стрелял из артиллеристских установок.

«Вы - артерии наших частей, и от вашей расторопности зависит успех боевых операций», - часто повторяли командиры. И «понтонщики», как их называли танкисты и пехотинцы, не подводили друзей по оружию.

В начале войны перевес сил был на стороне немцев, и советские войска вынужденно отступали с кровопролитными боями. Последними свои позиции покидали строители понтонов. Вот почему они не раз попадали в окружение. Красноармейцы вырывались из кольца, правда, ценой больших потерь.

- Верховная ставка требовала прекратить отступление и перейти к наступлению, - вспоминал ветеран. - Мы неоднократно поднимались в атаку. В одном из боев я был контужен. Осколки вражеского снаряда пробили тело в пяти местах. В полевом госпитале извлекли частицы металла. «Будешь жить!» - подбодрил меня хирург после операции. Как я радовался, что снова встану в строй и буду мстить фашистам. Лечение продолжалось довольно долго - четыре месяца.

Деушевский парень стремился на передовую. Теперь уже наши гнали гитлеровских захватчиков на запад, показывая чудеса храбрости и отваги. Однажды бойцы так увлеклись атакой, что на приличное расстояние оторвались от соседних частей. А немцы воспользовались этим. Снова пришлось выходить из окружения. Но советские войска уже невозможно было остановить - со всех фронтов поступали приятные новости.

Однако, война есть война. В 1944 году Набиев был ранен и вновь оказался в госпитале. Несмотря на адские боли, раненые старались шутить и подбадривать друг друга, травили байки. В скором времени дела у многих пошли на поправку, в том числе и у Имама.

«Мы еще повоюем!» - сказал кто-то во время очередного врачебного обхода. И такая возможность им представилась. Они снова оказались на передовой, где показывали образцы мужества и героизма. Подумать только: такие, как И.Набиев, прошли почти всю Европу.

День победы Имам и его боевые товарищи встретили на Эльбе. Но демобилизовали истосковавшихся по гражданской жизни бойцов не скоро. В воинской части их задержали еще на год - не было замены.

Словно на передовой

В родную деревню И.Набиев возвращался, словно на крыльях. Солдат сам пришел в правление колхоза, безмерно порадовав тем самым председателя. Перед посевной его отправили в Ельдяк. Вместе с Гамбар, которая во время войны работала трактористкой, они отремонтировали старенький ЧТЗ и пригнали его в хозяйство. (Курсы механизаторов Имам окончил еще в 1936 году и до призыва в армию бороздил на тракторе колхозные поля.) Вчерашний солдат и в поле чувствовал себя как на передовой, не ворчал, не ныл, стиснув зубы, чинил технику, перевыполнял дневную норму. Словом, работал как стахановец.

Когда понадобилось пригнать для коллективного хозяйства новую грузовую машину, это дело доверили именно Набиеву. Когда он въезжал в деревню на сверкающем зеленой краской ЗИС-5, односельчане встречали его как героя. Помню, мы, мальчишки военных лет, босиком бегали за ней до полного изнеможения.

Имам-ага был постоянно в дороге, возил различные грузы, выезжал в дальние рейсы за всевозможными материалами. И так изо дня в день, из года в год.

Кроме того, нужно было помогать односельчанам. Так, до начала рабочего дня он успевал привезти кому-то дрова с делянки. Иногда делал это в вечернее время.

- Все катаешься? Когда женишься-то? - то ли в шутку, то ли всерьез спросил как-то его отец.

- Скоро, - ответил Имам.

И сдержал слово. Выбрал в жены красавицу Райсу, которая жила на той же улице, что и Набиевы.

Сыграли свадьбу. Появились новые заботы, новые проблемы…

Пошли дети. Первенец Магафур родился в 1949 году. Его сестры Флюза и Римма, брат Тафкиль с малых лет приучались к труду и самостоятельности. Дисциплина в семье была образцовой. Потому что сами родители во всем показывали детям хороший пример.

Раньше деушевцы не знали, что такое автобус, хотя республиканская трасса проходила рядом с деревней. О вызове «скорой» даже не мечтали. А без медицинской помощи никак. Вот и обращались роженицы и больные люди к Имаму Ахматнабиевичу. И фронтовик редко когда отказывал, вовремя доставлял их в Байкибашевскую больницу.

…Стоял жаркий день августа 1953 года. И.Набиев возвращался из Уфы. В Мишкино он зашел пообедать в местную столовую. За столом оказался участник войны из деревни Янагуш. Фронтовики разговорились. Собеседник интересовался, на каких фронтах воевал водитель. В конце новый знакомый сообщил страшную весть: на днях один из знаменосцев Победы - Гази Загитов, вместе с друзьями водружавший Красное знамя над Рейхстагом, погиб в автоаварии.

- Какая авария? - воскликнул Имам. - Асфальта нет, по нашим разбитым дорогам больше 40 километров в час не разгонишься. Тут что-то не то.

И снова перед его глазами всплыли огненные дороги войны. Шофер тяжело застонал - вдруг заныли старые раны.

В последние годы своей трудовой деятельности И.Набиев пересел на бензовоз, возил с Караидельской нефтебазы горюче-смазочные материалы. И здесь бывший солдат чувствовал себя как на передовой. К началу планерки в правлении он уже возвращался из райцентра.

И еще одна деталь. За многолетнюю практику за рулем Имам Ахматнабиевич никогда не нарушал правил дорожного движения, ни разу не создал на дороге аварийную ситуацию. Согласитесь, это говорит о многом.

По стопам отца

Сын фронтовика Магафур с детства любил разбирать и собирать списанные части старой техники. Не без влияния отца, конечно. После окончания Куртлыкульской школы поступил, как и отец во второй половине 30-х годов, в Аскинское профтехучилище. Выучился на механизатора.

Вскоре деушевский джигит был призван в армию. Сначала попал в учебную роту в Волгограде, где получил специальность механика-водителя бронетранспортера.

Однажды курсанты совершали в этом городе-герое экскурсию по местам боевой славы. Огромное впечатление произвел на них Мамаев курган. Стоя у мемориала, Магафур вспоминал отца, других фронтовиков-деушевцев. И не только их…

После учебки ребят распределили по разным воинским частям. Магафур попал в Венгрию. Отслужив как надо, сержант танковой дивизии Южной группы войск вернулся в родную деревню. Переступив порог дома, он очутился в объятиях отца. От нахлынувшей радости прослезилась мать.

Сын, как и отец, до самого выхода на пенсию работал водителем.

В 20013 году Магафур с женой Анфизой совершили хадж. В святых местах они молились за упокой души отца, других усопших родственников, односельчан и миллионов убиенных в Великой Отечественной войне.

Сын солдата и сегодня не сидит, сложа руки. Каждое утро он спешит в магазин «Автозапчасти», что в Караиделе, где не только предлагает автолюбителям те или иные детали, но и дает практические советы по их установке.

Второй сын фронтовика Тафкиль (служил в Польше) тоже выбрал нужную людям профессию - стал сварщиком. Участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Словом, не посрамил фамильной чести.

Оставив благоустроенную квартиру в Набережных Челнах, Тафкиль с женой Хадичей вернулись в Деушево. В настоящее время ухаживают за престарелой матерью.

Послесловие

Имама Набиева уже нет в живых, он ушел в мир иной, перешагнув 80-летний рубеж. Но жива память о нем, жива его супруга Райса Насибулловна, которой под 90 лет, живы дети, подрастают правнуки. Для них Имам Ахматнабиевич - пример беззаветного служения Родине. Поколение таких, как он, не жалело своих сил на поле брани, а потом - на трудовом фронте. И потому память о них вечна.

Р.Мустафин.

Фото из семейного архива.

Имам Набиев накануне войны.



Теги: