Страхование при получении кредита. Обязанность или право?
дата: 09.07.2014 | Категория: Горячие новости
С целью просвещения граждан, активно пользующихся финансовыми услугами, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан разъясняет вопрос о правомерности требования банковскими работниками заключить договор страхования жизни и здоровья заемщика при оказании финансовых услуг кредитными учреждениями.
До сих пор часто встречается ситуация, когда обязательным условием для получения кредита является страхование жизни и здоровья заемщика. Банки хитрят, пользуясь неведением потребителей, и обязывают их страховаться. С одной стороны, это выгодно обеим сторонам. Банк получает гарантии того, что получит свои деньги обратно в любом случае, а заемщик - защиту на случай возникновения проблем с выплатами по кредиту. С другой стороны, в соответствии с действующим российским законодательством обязательным делать такое страхование нельзя.
Так, согласно закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных. А страхование является самостоятельной услугой по отношению к кредитованию.
В рамках кредитных отношений между потребителем и банком законодательством установлен только один случай страхования в силу закона - страхования заложенного имущества залогодателем (ст. 31 Федерального закона от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
Поэтому будьте внимательны при заключении кредитных договоров, определяйтесь сами по страхованию и требуйте альтернативной кредитной программы без страховки или покажите готовность застраховаться в проверенной вами страховой компании.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, настоятельно рекомендую читать все документы, сопровождающие оформление сделки (заявление-анкету, кредитный договор, условия предоставления кредита, тарифы банка и другие приложения к заключаемому договору) до подписания, а не после. Кроме того, разъясняю как восстановить свои права:
1. Включение в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей, является основанием для привлечения кредитора к административной ответственности. В таком случае Роспотребнадзор может выдать банку предписание по устранению выявленных правонарушений. Но стоит учитывать, что в надзорное ведомство можно обратиться лишь в течение одного года после заключения кредитного договора;
2. Что касается имущественных требований, то они рассматриваются в претензионном и судебном порядках. Претензия направляется кредитору в письменном виде либо лично (тогда нужно поставить в банке отметку о получении), либо заказным письмом с уведомлением;
3. Признать условия о страховании жизни и здоровья заемщика недействительными можно и через суд. При этом стоит учитывать, что срок исковой давности составляет три года. К участию в судебном процессе можно привлечь и надзорное ведомство, которое даст заключение по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ.
Граждане, будьте финансово грамотны!
До сих пор часто встречается ситуация, когда обязательным условием для получения кредита является страхование жизни и здоровья заемщика. Банки хитрят, пользуясь неведением потребителей, и обязывают их страховаться. С одной стороны, это выгодно обеим сторонам. Банк получает гарантии того, что получит свои деньги обратно в любом случае, а заемщик - защиту на случай возникновения проблем с выплатами по кредиту. С другой стороны, в соответствии с действующим российским законодательством обязательным делать такое страхование нельзя.
Так, согласно закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных. А страхование является самостоятельной услугой по отношению к кредитованию.
В рамках кредитных отношений между потребителем и банком законодательством установлен только один случай страхования в силу закона - страхования заложенного имущества залогодателем (ст. 31 Федерального закона от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
Поэтому будьте внимательны при заключении кредитных договоров, определяйтесь сами по страхованию и требуйте альтернативной кредитной программы без страховки или покажите готовность застраховаться в проверенной вами страховой компании.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, настоятельно рекомендую читать все документы, сопровождающие оформление сделки (заявление-анкету, кредитный договор, условия предоставления кредита, тарифы банка и другие приложения к заключаемому договору) до подписания, а не после. Кроме того, разъясняю как восстановить свои права:
1. Включение в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей, является основанием для привлечения кредитора к административной ответственности. В таком случае Роспотребнадзор может выдать банку предписание по устранению выявленных правонарушений. Но стоит учитывать, что в надзорное ведомство можно обратиться лишь в течение одного года после заключения кредитного договора;
2. Что касается имущественных требований, то они рассматриваются в претензионном и судебном порядках. Претензия направляется кредитору в письменном виде либо лично (тогда нужно поставить в банке отметку о получении), либо заказным письмом с уведомлением;
3. Признать условия о страховании жизни и здоровья заемщика недействительными можно и через суд. При этом стоит учитывать, что срок исковой давности составляет три года. К участию в судебном процессе можно привлечь и надзорное ведомство, которое даст заключение по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ.
Граждане, будьте финансово грамотны!
В.Шерстобитов, специалист-эксперт территориального отдела
Управления Роспотребнадзора по РБ.
Управления Роспотребнадзора по РБ.
Теги: