Как изменится проезд в с.Караидель и останется ли понтонный мост после строительства капитального моста? Читайте прямо сейчас
Вот уже несколько месяцев караидельцы ежедневно наблюдают за ходом строительства автодороги «Обход с.Караидель с мостом через реку Уфа». Издали видно, как дорожники прокладывают путь к главному объекту строительства – мосту. Подробнее об этом нам рассказал заместитель главы администрации МР по промышленности, строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Рафис Давлиев.
Он нужен был давно
- Капитальный мост нужен был еще во времена строительства Екатерининского тракта, - рассказывает Рафис Авхадиевич. - Люди заселили левый берег Уфимки уже не одну сотню лет назад, а когда центром района стало село, расположенное на правом берегу реки, этот объект стал жизненно необходим.
В советские годы за это дело взялись основательно: разработали проект и уже собирались его реализовывать. Мост должен был быть на месте нынешнего понтона. Однако некие обстоятельства приостановили строительство, которое, как мы знаем, так и не началось. Конечно, для людей, живущих за рекой, на долгие годы проблема пересечения реки оставалась нерешенной. Но, с другой стороны, в этом есть и свой плюс – трасса на том проекте проходила через райцентр, а это значит, что поток большегрузов создал бы проблемы для жителей Караиделя, не говоря уже об ухудшении экологической обстановки.
Заново взяться за идею строительства моста заставила засуха, случившаяся пять-шесть лет тому назад. Все, наверное, помнят, что река Уфа тогда сильно обмелела, по ней не могли ходить баржи, не было переправы. Вот уж точно: не было бы счастья, да несчастье помогло. Именно благодаря такой погоде появился повод аргументированно представить Правительству республики необходимость моста.
Как мы знаем, все в природе циклично, значит, подобная засуха может повториться еще не раз. Тогда это осознали и региональные чиновники. Таким вот образом администрация МР доказала важность этого объекта Главе РБ Р.Хамитову, он в свою очередь – Президенту В.Путину, который дал указание министру транспорта РФ М.Соколову включить в план строительство моста через р.Уфа в с.Караидель. Вот такой долгий и неоднозначный путь прошел наш будущий мост.
Сложный проект
- Нынешний проект моста – сложнейший, так как требует много дополнительных работ, - продолжает Р.Давлиев. – Его проектированием занимался Республиканский проектно-изыскательский институт «Башкирдортранспроект» и его субподрядные организации из Ленинградской области.
После того, как к месту его строительства был обеспечен технологический проезд, за дело взялось ЗАО «УралМостострой». В целях обеспечения качественных производственно-монтажных работ на левом берегу был возведен целый городок со своим бетонным заводом, сварочными постами, специальным оборудованием, дизель-станциями. Для производства железобетона завезены щебень необходимой фракции, песчанно-гравийная смесь определенного состава – все это для того, чтобы успеть до подъема воды подготовить три опоры. Шесть скважин уже залиты бетоном. Сейчас там работают буровая установка большой мощности (ее вес – 160 тонн, только представьте, сколько усилий нужно приложить, чтобы ее привезти, собрать и установить), сваебойная аппаратура, монтирующая конструкции, которые помогут при возведении моста, а впоследствии будут разобраны.
Все это и есть дополнительные работы, которые на прямую к возведению моста не относятся. Однако заказанный строителями металл, а это около 1000 тонн, уже начал поступать. Как только опоры будут установлены, начнется непосредственное сооружение моста. Его длина составит 328 метров, с двух сторон он будет освещаемый. Проезд по нему будет бесплатный.
Полноценная трасса
- Любая стройка, тем более такой сложности и масштаба, начинается с подготовительных работ. Строительные организации, участвующие в проекте, в первую очередь установили производственные базы, где проживают рабочие, хранится оборудование. Они находятся в Магинске, Сосновом бору, в конце дороги Абызово - Тастуба.
Но первым делом нужно было вырубить просеку. Этим занялся «Караидельский союз лесопромышленников» во главе с его руководителем Фардатом Шамсутдиновым. Наши лесники настолько виртуозно и мастерски вырубали, вытаскивали и складировали лес, что уфимские дорожники очень удивлялись. Используя, казалось бы, устаревшую технику, работая в сложнейших условиях там, где пешком-то пройти сложно, они быстро и качественно справились со своей задачей и таким образом стали первыми, кто проложил путь к будущему мосту.
Основную работу по строительству дороги ведет ОАО «Башкиравтодор». Его сотрудники трудятся круглосуточно, в несколько смен, всего задействовано 110 человек и 55 единиц техники. На сегодняшний день техническая дорога к мосту проложена, сейчас предприятие занимается взрывными работами и перевозкой грунтов на различные ее участки. Вообще, для создания земляного полотна нужно около 1 млн 600 кубометров грунта, который для каждого участка должен быть определенного состава. Он добывается путем подрыва.
Многие наверняка заметили, что в райцентре появились знаки объезда. Они установлены в соответствии с проектом, но мы договорились с генподрядчиком, что эту дорогу перекрывать будем только в самом конце работ и только летом. Это будет необходимо сделать, так как дорога в Караидель несколько сместится. Изменится проезд и в с.Байки.
По контракту завершение всех работ должно состояться в 2020 году, но строители обещают сдать объект и ввести его в эксплуатацию в конце 2018 года - начале 2019-го. Трасса до Тастубы будет с асфальтовым покрытием и тоже несколько изменится – ее приведут к нормативным стандартам автодороги третьей категории.
Понтонный мост и зимняя переправа останутся и будут функционировать как и прежде. До тех пор, пока они будут экономически выгодны. Если же они станут не востребованы, то, конечно, мы их уберем. А вот в межсезонье людям придется добираться в Караидель уже по новому мосту, перевозка на катере осуществляться не будет. Однако в перспективных планах администрации района – в будущем построить висячий пешеходный мост там, где сейчас переправа. Но задумываться об этом можно будет лишь после ввода капитального моста.
Петиция тут вовсе не причем
- Хочется высказаться по поводу всяких движений, появившихся в Интернете до начала строительства. Они ни на что не повлияли, так как возведение такого крупного проекта – дело не одного дня и даже не одного года. Только проектно-сметная документация делалась два года и к началу всей этой «интернет-кампании» уже была утверждена. Поэтому не стоит всерьез думать, что какая-то там петиция может повлиять на выделение средств из бюджета страны. Просто на этой волне некоторые молодые люди решили заделаться «блогерами» и заработать на этом дешевую популярность.
Скажу больше. Проектно-сметная документация прошла множество экспертиз, как региональных, так и федеральных, что является самой затратной и сложной процедурой в этом строительстве. Госэкспертиза дает заключение пригодности объекта к строймонтажу. В это же время велись и инженерно-геологические изыскания: проверялись дно реки, горы, грунты на несущую способность на всем протяжении объекта. Все это осуществлялось в конце 2014 года. Вот и подумайте, если два с половиной года назад работы уже велись, могла ли петиция, опубликованная в конце 2016 года, повлиять на что-либо? Конечно же, нет.
Л.Бадртдинова.
Фото Т.Халимова.